8. Базовая схема мореходного и амфибийного экраноплана

( концепция ЭКСПО )

 Параметры и характеристики схемы представлены на примере легких экранопланов, в которых приведены основные конструктивные признаки, обеспечивающие мореходность, амфибийность и устойчивость в приэкранном полете ( см. рис.ниже).

Общая компоновочная схема экраноплана по типу "экраноплан-корабль" сформирована с учетом специализированных режимов движения – самостоятельный сход и выход на береговую площадку, режим плавания, глиссирования, рикошетирования по гребням волн и плавный (без подлетов) переход к устойчивому приэкранному полету. Швартовные устройства схемы предусматривают выполнение спасательных и перевалочных операций непосредственно на воде.

8.1. Особенности компоновочной схемы.

 Аэродинамическая схема составлена по типу нормальной самолетной схемы с низко расположенным крылом малого удлинения (l= 2-4) и высоко расположенным, развитым по размаху, хвостовым горизонтальным оперением. Схема подтвердила хорошую устойчивость в приэкранном полете на большинстве экранопланов ЦКБ по СПК. Аэродинамическая взлетно-посадочная механизация крыла в схеме отсутствует, заменена на гидродинамическую механизацию корпуса.

Гидродинамическая схема выполнена в виде водоизмещающего корпуса-лодки, оборудованного амортизированной гидролыжей, аналогично испытанной на экранопланах ЦКБ по СПК (УТ-1, СМ-6, Орленок, Лунь). Гидролыжа представляет собой  отклоняемый и амортизированный редан глиссирующего корпуса, выполняется в виде плоско-килеватой пластины, шарнирно закрепленной передним ребром к днищу корпуса и на стойках-амортизаторах по длине пластины. Длина, угол отклонения и амортизация гидролыжи выбираются пропорционально расчетной высоте волны при старте-посадке экраноплана (варианты в а.с. № 1837506 и № 1837507 от 13.1.1992 г,).

Амфибийные свойства в схеме обеспечиваются комплексом амортизированных лыжно-колесных устройств. Колесное шасси самолетного типа позволяет экраноплану совершать самостоятельный выход из воды на подготовленную береговую площадку, маневрирование и буксировку по рулежной дорожке, а также взлет и посадку с ВПП аэропортов. Амортизированные лыжные устройства, в виде плоско-килеватых пластин, могут использоваться для старта экранопланов со льда-снега.

Установка гидролыжи качественно изменяет весь способ формирования аэро-гидродинамической схемы и режимов движения экраноплана :

- Гидродинамические силы глиссирующей гидролыжи имеют общую (динамическую) природу с аэродинамическими силами крыла, что позволяет объединить все аэро-гидродинамические элементы экраноплана в единый комплекс для совместного создания подъемной силы и управления движением.

- Неэффективная у экрана аэродинамическая механизация крыла заменена компактной гидродинамической механизацией корпуса, при этом скорость начала движения аппарата над водой снижается до режимов глиссирования (Fr=3), при этом уменьшается необходимая для взлета площадь крыла и повышается крейсерская скорость приэкранного полета. 

- Гидролыжа, в виде отклоняемой глиссирующей пластины, конструктивно проста, малогабаритна и практически не изменяет аэродинамических обводов корпуса. Гидродинамические качество на горбе сопротивления у плоских пластин составляет до Кг= 10-14 [8,12]. С учетом значительной разницы сопротивления экраноплана при старте с воды и в полете (в 2-5 раз), для преодоления горба сопротивления требуется кратковременный стартовый импульс тяги двигателей.

- Отклоняемая гидролыжа добавляет продольную килеватость глиссирующему корпусу не изменяя его осадки и, что особенно важно, обладает самостабилизацией по углу тангажа и всплытию. Для устойчивости на предотрывных режимах, конец гидролыжи должен располагаться позади ЦТ, но впереди фокуса по углу атаки экраноплана (как и колеса у самолета).

- За счет увеличенного угла глиссирования гидролыжи, всплытие корпуса и дальнейший подъем над уровнем воды (как у СПК) приходятся примерно на 20-40% от скорости начала полета, соответственно, корпус на больших скоростях защищен от воздействия замывов и ударов волн.

- Амортизация гидролыжи дает возможность отслеживать профиль волны на предотрывных скоростях, тем самым снижает нагрузки и способствует плавному переходу к режиму полета. Уровень мореходности на режимах старта-посадки, по опыту испытаний аналогов и расчетным оценкам, составляет в различных вариантах h’w = hw / (Go)1/3 = 0.5-0,7, при перегрузках менее ny <= 1,0.

- Амортизированная гидролыжа позволяет в полете безопасно касаться водной поверхности, экраноплан может буквально «стричь» гребни волн. При таком режиме реализуется максимальное аэродинамическое качество в сравнении с самолетом-экранопланом типа Пеликан, летающим  на безопасных высотах более 6-15 м .

- Возможность безопасного перехода в полете к режиму глиссирования приводит к снижению радиусов разворотов примерно в 2-3 раза, в сравнении с виражами в режиме полета. На режиме глиссирования можно выполнять плоские развороты со скольжением (до 10 градусов), что более безопасно в сравнении с виражами в режиме подлета с креном ( катастрофа L-325, США).

- Плоско-килеватая лыжа, вписанная в обводы корпуса, формирует амортизированную опорную поверхность, с удельной нагрузкой порядка 0,1-1,0 кг/см2, что позволяет легким экранопланам совершать взлет-посадку со льда-снега (экраноплан УТ-1).

Подобный способ формирования схемы экраноплана - ориентированный при старте с воды на быстрый подъем корпуса над гребнями волн с помощью гидродинамических устройств и стартового импульса тяги двигателей, а режимы глиссирования и полета рассматриваются как единый неразрывный аэро-гидродинамический цикл движения,  можно назвать концепцией экраноплана короткого старта-посадки – ЭКСПО. (По аналогии с судами на подводных крыльях - энергичный подъем корпуса из воды).

 

Экспериментальной основой для разработки базовой схемы мореходных и амфибийных экранопланов служат результаты испытаний гидролыжных и колесных устройств на опытных экранопланах ЦКБ по СПК, созданных в период 1967-76 годов.    

_________________________________

 

Экспериментальные модели-аналоги для проектов транспортных экранопланов

( ЦКБ им. Р.Е. Алексеева  - испытания гидролыжных стартово-посадочных устройств )

Учебно-тренировочный экраноплан УТ-1

1967-1975 г.г.

 

Испытания зимой и летом на Горьковском водохранилище и на Каспийском море

Прошли обучение более 20 пилотов

Взлетный вес- 0,84 т.  Мореходность – 0,35-0,5 м волны

1970 г,  Чкаловск, р. Троца.

 Лыжно-амортизационное устройство УТ-1

Амфибийные испытания, р. Троца, зима 1972 г.

 

 

УТ-1. Схема

________________________________________________________

Экраноплан СМ-6 с амортизированным лыжно-колесным устройством (ЛАУ)

  1972  -  1985 г.г.

( Аналог экраноплана Орленок )

 Испытания на Горьковском водохранилище и на Каспийском море

( Go = 25.4 т.  Мореходность – до 1,25 м волны )

 

СМ-6 в полете (модель экраноплана Орленок).

 В убраном положении ЛАУ практически не изменяет обводов корпуса

 

СМ-6 с ЛАУ. Схема.

________________________________________________________

Экраноплан Орленок с лыжно-колесным стартово-посажочным устройством

1974   -  85  г.г.

Мореходность – до 2,0 м волны

Посадка на гидролыже

 

Главная гидролыжа

Старт на гидролыже с дополнительным использованием  «поддува»

 

Испытанные варианты гидролыжных и колесных устройств существенно повысили мореходные и амфибийные качества этих же аппаратов в сравнении с ранее применявшейся системой поддува струй двигателей под крыло.

____________________________*____________________________

Базовая схема для проектов мореходных и амфибийных экранопланов

 ( Концепция ЭКСПО  - Экраноплан Короткого Старта-Посадки )

 Мореходность :  h’ =  hw / D1/3  =  0.5  –  0.7

 

Авторские свидетельства  на элементы схемы:

     - "Экраноплан", а. с. N 1837508 от 13.10.1992 г.;

     - "Экраноплан с гидродинамическим стартовым устройством", а. с. N 1837508 от 13.10.1992 г.

     - "Гидролыжное устройство экраноплана", а. с. N 1837506 от 13.10.1992 г.

     - "Гидролыжное устройство экраноплана", а. с. N 1837507 от 13.10.1992 г.

     - "Стартовое подводное крыльевое устройство экраноплана", а. с. N 3174441 от 13.10.1992 г.

     - "Стартовый ускоритель ...", а. с. N 1486397 от 15.02.1989 г.

 

B 60 V1/08   B 64 С 39/10   B 63 B 1/18

Область использования: 

Изобретение относится к судостроению и самолетостроению, в частности к экранопланам.

Известны экранопланы, содержащие корпус с гидролыжным устройством на днище, несущее крыло с закрылками и концевыми шайбами, хвостовое оперение, силовую установку (см. С.Ф. Петров. М. ООО «РУСАВИА», 2000. Гидросамолеты и экранопланы России, стр. 198, 204, 206, 208) .

 Недостатком известных экранопланов являются завышенные перегрузки при старте-посадке на волнении из-за неоптимальной гидродинамической механизации корпуса, конструктивная ненадежность аэродинамической механизации крыла (закрылков, щитков, элеронов) при контактах с взволнованной водной поверхностью, завышенная площадь несущего крыла для снижения посадочной скорости, что уменьшает крейсерскую скорость полета, излишний шум от движителей (винтов, сопел), сложность выполнения перевалочных операций груза и пассажиров у причалов и непосредственно на воде из-за отсутствия палубы, грузовых люков, лееров, привальных брусов в носу, в корме и по бортам.

 Цель изобретения в повышении мореходности, устойчивости в приэкранном полете, в улучшении эксплуатационных, судовых качеств экраноплана для использования на речных и морских трассах.

 Сущность изобретения:

Поставленная цель достигается тем, что морской катер-экраноплан содержит корпус, выполненный из двух формообразующих частей – а) водоизмещающей лодки, со скуловыми обводами и палубой от носа до кормы, к бортам которой крепятся консоли несущего крыла и двух килевое оперение, и – б) надстройки над палубой лодки, для размещения силовой установки и полезной нагрузки, с грузовыми люками в носу и по бортам над крылом, а в носовой части палубы и на консолях крыла установлено леерное  ограждение. Нос и корма палубы, а также концевые шайбы крыла оборудованы привальными брусами. 

 Палубная надстройка, шириной равной или уже палубы, к корме сужена до ширины втулки винта, винт главной силовой установки размещен между двух килей оперения над кормовой палубой, крепится к торцу палубной надстройки и соединен с двигателем через трансмиссию, а на транце лодки закреплена установка малого хода, в виде водометного двигателя или подвесного мотора с отклоняемой угловой колонкой.

 Горизонтальное оперение установлено сверху на два киля, размах горизонтального оперения равен или превышает размах крыла, секция оперения между килями имеет меньшую хорду, чем его консоли, и в ней установлен руль высоты.

 Угол установки крыла увеличен до 6-8 градусов, перед носками консолей крыла, в их концевой и корневой части, жестко установлены предкрылки в виде треугольных профилированных пластин, длинный катет которых закреплен, соответственно, на конструкции лодки и на концевых шайбах крыла, размах каждого предкрылка (составляет) 0,15-0,3 от размаха консоли крыла.

Консоли крыла выполнены без элеронов, а в кормовой части концевых шайб крыла вертикально установлены кили-шайбы трапециевидной формы, корневая хорда которых составляет 0,5-0,7 от концевой хорды крыла, на килях установлены рули-элероны для управления креном и курсом экраноплана. 

 Задняя кромка крыла выполнена без аэродинамической механизации, а на днище лодки под центром тяжести экраноплана установлена плоскокилеватая, с сужением к концу до 0,2-0,4 от корневой ширины, отклоняемая на угол 9-15 градусов, амортизированная гидролыжа, длиной 0,8-1,25 средней хорды крыла, с отношением длины к средней ширине 2,5-3,0 и усилием страгивания амортизации по концу лыжи 0,05-0,1, а при обжатии амортизатора на полный угол отклонения гидролыжи до 0,7-1,0 полного веса экраноплана. Амортизатор гидролыжи газовый, без дросселирования на прямом и обратном ходу, для сохранения постоянного контакта гидролыжи с профилем волны.

 В носу лодки и на консолях крыла установлены стойки колесного шасси самолетного типа, причем обтекатели главных стоек выполнены в виде промежуточных шайб крыла.

 Описание конструкции:

На фиг. 1 показан вид катера-экраноплана сбоку; на фиг 2 – вид экраноплана спереди; на фиг. 3 схема разделения корпуса катера-экраноплана на водоизмещающую лодку и палубную надстройку и схема главной силовой установки; на фиг. 4 вид катера-экраноплана сверху и схема установки предкрылков перед профилем крыла; на фиг. 5 дан общий вид экраноплана с выпущенным колесным шасси и схема скосов потока за крылом; на фиг. 6 приведен вид катера-экраноплана с выпущенной гидролыжей на режиме старта-посадки и схема лыжно-колесного шасси.    

 Катер-экраноплан содержит водоизмещающую лодку 1 и палубную надстройку 2.

Водоизмещающая лодка покрыта герметичной палубой 3 от носа до кормы. К бортам лодки крепятся консоли крыла 4 с концевыми шайбами 5, в корме к бортам лодки крепится двух килевое оперение 6. Сверху на кили установлено горизонтальное оперение 7, с размахом равным или превышающим размах крыла. Средняя секция 8 оперения, между килями, имеет меньшую хорду, чем у консолей, и на ней закреплен руль высоты 9. Нос и корма лодки, а также концевые шайбы крыла оборудованы привальными брусами 10, в носовой части палубы и на консолях крыла установлено леерное ограждение 11. На транце лодки закреплена установка малого хода 12, типа подвесного мотора с отклоняемой угловой колонкой.

 Палубная надстройка 2 представляет собой удобообтекаемую грузопассажирскую кабину, шириной равной или меньшей палубы, с грузовым люком 13 в носу и двумя люками 14 по обеим бортам надстройки. Расположена надстройка над крылом в середине палубы, между носовой и кормовой частью палубы, суживается к корме до ширины втулки винта 15 главной силовой установки. Двигатель 16 главной силовой установки размещен в кормовой части надстройки и закреплен к конструкции палубы лодки, с винтом двигатель соединен с помощью трансмиссии 17. 

 Крыло 4 установлено под углом 6-8 градусов к основной линии экраноплана. Перед носками консолей крыла, в их концевой и корневой части, жестко установлены предкрылки 18 в виде треугольных профилированных пластин, длинный катет которых закреплен, соответственно. на бортах лодки и на концевых шайбах крыла, размах каждого предкрылка составляет 0,15-0,3 от размаха консоли крыла.

 В кормовой части концевых шайб крыла вертикально установлены кили-шайбы 19 трапециевидной формы, корневая хорда которых составляет 0,5-0,7 от концевой хорды крыла, на килях-шайбах установлены рули-элероны 20 для управления креном и курсом экраноплана. 

 На днище лодки установлена плоскокилеватая гидролыжа 21 в виде отклоняемого амортизированного редана. Гидролыжа имеет длину 0,8-1,25 средней хорды крыла, с отношением длины к средней ширине 2,5-3,0 и с сужением к концу до 0,2-0,4 от корневой ширины. Отклоняется на угол 9-15 градусов при старте-посадке. Амортизатор 22, с устройством выпуска и уборки гидролыжи, имеет усилие страгивания по концу лыжи 0,05-0,1, а при обжатии амортизатора на полный угол отклонения гидролыжи до 0,7-1,0 полного веса экраноплана. Амортизатор газовый без торможения (дросселирования) на прямом и обратном ходу.

 В носу лодки и на консолях крыла установлены стойки колесного шасси 23 самолетного типа, причем обтекатели главных стоек выполнены в виде промежуточных шайб 24 крыла для защиты от ударов волн при старте-посадке.

-*-

 Ф о р м у л а   и з о б р е т е н и я

 1. Экраноплан, содержащий корпус с гидролыжным устройством, несущее крыло с закрылками и концевыми шайбами, хвостовое оперение и силовую установку,  о т л и ч а ю щ и й с я  тем, что корпус выполнен из двух составных частей – а) водоизмещающей лодки, со скуловыми обводами и палубой от носа до кормы, с привальными брусами и леерным ограждением, к бортам лодки крепятся консоли несущего крыла и двух килевое оперение, и – б) надстройки над палубой лодки, для размещения силовой установки и полезной нагрузки, с грузовыми люками в носу и по бортам над крылом.

 2. Экраноплан по п.1,  о т л и ч а ю щ и й с я  тем, что палубная надстройка расположена в середине палубы, ширина надстройки равна или уже лодки, к корме сужена до ширины втулки винта главной силовой установки, винт размещен над кормовой палубой между двух килей V-образной формы, крепится к торцу палубной надстройки и соединен с двигателем через трансмиссию, а на транце лодки закреплена установка малого хода, в виде подвесного мотора с отклоняемой назад угловой колонкой.

 3. Экраноплан по п.1,  о т л и ч а ю щ и й с я  тем, что горизонтальное оперение установлено сверху на два киля V-образной формы, размах горизонтального оперения равен или превышает размах крыла, секция оперения между килями имеет меньшую хорду, чем его консоли, и в ней установлен руль высоты.

 4. Экраноплан по п.1,  о т л и ч а ю щ и й с я  тем, что угол установки крыла составляет 6-8 градусов, перед носками консолей крыла, в их концевой и корневой части, параллельно основной линии экраноплана, установлены предкрылки в виде треугольных профилированных пластин, длинный катет которых жестко закреплен, соответственно, на бортах лодки и на концевых шайбах крыла, размах каждого предкрылка составляет 0,15-0,3 от размаха консоли крыла.

 5. Экраноплан по п.1 и п.4,  о т л и ч а ю щ и й с я  тем, что задняя кромка крыла выполнена без элеронов, а в кормовой части концевых шайб крыла вертикально установлены кили-шайбы трапециевидной формы, корневая хорда которых составляет 0,5-0,7 от концевой хорды крыла, на килях установлены рули-элероны для управления креном и курсом экраноплана. 

 6. Экраноплан по п.1 и п.5,  о т л и ч а ю щ и й с я  тем, что задняя кромка крыла выполнена без аэродинамической механизации, а на днище лодки под центром тяжести экраноплана установлена плоскокилеватая амортизированная гидролыжа, с сужением к концу до 0,2-0,4 от начальной ширины, длиной 0,8-1,25 средней хорды крыла, с отношением длины к средней ширине 2,5-3,0, отклоняемая на угол 9-15 градусов и усилием страгивания амортизации по концу лыжи 0,05-0,1, а при обжатии амортизатора на полный угол отклонения гидролыжи до 0,7-1,0 полного веса экраноплана, амортизатор гидролыжи газовый без дросселирования на прямом и обратном ходу.

 7. Экраноплан по п.1 и п.6,  о т л и ч а ю щ и й с я  тем, что в носу лодки и на консолях крыла установлены стойки колесного шасси самолетного типа, а обтекатели главных стоек выполнены в виде промежуточных шайб крыла.

 -*-

 Источники:

1. С.Ф. Петров. М. ООО «РУСАВИА», 2000 г. Гидросамолеты и экранопланы России

2. Буксировочные испытания модели экраноплана типа РТ-6. //Технический отчет. №221, НФ ЦНИИ им. Крылова, 1993.

3. Исследования интегральных аэродинамических характеристик модели экраноплана РТ-6 в аэродинамической трубе при различных относительных высотах до экрана. Отчет N 776,  27.09.93г., КГТУ им. А.Н. Туполева, г. Казань.

-*-

 Рисунки

 
Фиг. 1

 Фиг. 2

 

Фиг. 3

 

Фиг. 4

 

Фиг. 5

Фиг. 6

 

Варианты гидродинамических стартово-посадочных устройств ЭП (СПУ)

 Вариант с подводными крыльями ( а.с. № 3174441 )

 

Вариант с гидролыжей и колесным шасси ( а.с. № 1837506 и -07 )

 

 

________________________________________________________

-*-

 

Проекты легких ЭП для опытной эксплуатации

*-

Катер-экраноплан МТ1-БМВ394 типа «Маршрутное Такси» :

 

Габариты, м              ........12,5х8,6х3,3 

Экипаж .........…………… 1  пилот 

Вес полный ......……….  .3,2     т   

Пассажиры (груз), до...  4-12 чел (1,0 т)

Вес порожнем ...………  1,92     т   

Скорость крейсерская..… 190  км/ч

Двигатель авто   -   1 х БМВ3 (1 x 394лс)

Мореходность старта, до..1,0  м волны 

Расход топлива, крейс... 41  кг/ч   

Дальность с грузом 1,0 т   1500 км

Габариты кабины, м …. 3,6х1,9х1,6 

Дальность с 4 пасс-ми…...5200 км

Строительная стоимость в серии 10 аппаратов – 171 тыс.$ .

-*-

Летно-технические данные МТ1-БМВ394

Режимы старта экранолдана

1- плавание;   2- глиссирование;   3- рикошетирование;   4- отрыв и полет

 

-*-Старт с тихой воды-*-

-*- Старт при волне в 1  м -*-

Шлейфы, сверху вниз: угол отклонения гидролыжи; перегрузка; тяга двигателя, сопротивление и вертикальная скорость;  угловая скорость; угол тангажа;  профиль волны; высота ЦТ, днища корпуса и конца лыжи относительно уровня воды;  угол просадки лыжи.

-*-

 

  -*-

Служебный катер-экраноплан RT2-M14

Базовая модель для грузо-пассажирских экранопланов

(погрузка - с носа, с кормы, с бортов корпуса)

Вес полный ......……….  5,20     т   

Экипаж .........…………… 2  пилота 

Вес порожнем ...………  3,1       т   

Пассажиры (груз), до...12-16 чел (1500 кг)

Двигатель  -  2 х М14П   (2x360 лс)   

Скорость крейсерская..… 190  км/ч

Расход топлива, крейс...2 х 38  кг/ч   

Мореходность старта… до 1,25 м волны 

 

_________________________________________________________________________

 

 

Экраноплан-прототип Иволга-2

-*-

Характеристики режимов старта экраноплана РТ2-М14 с гидролыжей

 

       Старт экраноплана с амортизированной с гидролыжей.  Тихая вода.

 

Старт экраноплана с амортизированной гидролыжей. Высота волны – 1,0 м.

Взлетный вес- 5,2 т, длина лыжи- 3,2 м, угол отклонения - 10 градусов,  ny =~ 1.0.

 Шлейфы, сверху вниз: угол отклонения гидролыжи; перегрузка; тега, сопротивление и угловая скорость;

угол тангажа; профиль волны, конец лыжи и днище корпуса относительно воды; угол просадки лыжи

-*-

Для оценки эксплуатационных показателей экраноплана в системе водного транспорта, приведена типовая методика расчета технико-экономических данных на примере легкого 12-местного экраноплана - Приложение 5

 

· РТ1-360 · РТ1-АШ62 · РТ1-ТВ7 · РТ2-ТВ7 · ЭП-4 · АГ-4

___________________________________________________________________________