4. Стартово-посадочные характеристики экраноплана.

 

Для безопасной эксплуатации над водной поверхностью экраноплан должен обладать способностью совершать старт и посадку в любой точке по трассе движения, в том числе при волнении, характерном на заданной акватории. Уровень мореходности и способ базирования в значительной степени определяют регулярность рейсов, безопасность эксплуатации и экономическую эффективность экраноплана, как транспортного средства.

 

4.1. Режимы движения экраноплана при старте-посадке.

 

   Летательный аппарат, стартующий с взволнованной водной поверхности, будет последовательно проходить ряд характерных этапов движения : - режим плавания; - режим глиссирования; - режим рикошетирования по гребням волн, когда днище корпуса находится между подошвой и гребнем волн; - режим отрыва и начала приэкранного полета, когда заканчивается действие гидродинамических сил. При этом на аппарат действует разнородная структура сил: - гидростатические силы (водоизмещение), - гидродинамические силы (глиссирование), и - аэродинамические силы (полет). По аналогии с гидросамолетом, на рис.4.1. и рис. 4.2 приведена типичная схема режимов  движения экраноплана при старте, а также диаграмма сил сопротивления и тяги двигателя по скорости старта и полета -  диаграмма потребных и располагаемых тяг :

Рис.4.1  Режимы старта и полета.

Здесь : 1- плавание; 2- глиссирование; 3- рикошетирование; 4- отрыв и полет.

            

Рис. 4.2. Диаграмма потребных и располагаемых тяг экраноплана.

 

   На кривой сопротивления, при старте летательного аппарата с воды, всегда присутствуют такие факторы, как : -  скорость и величина «горба сопротивления», -  скорость отрыва от воды, -  минимальная и максимальная скорость чисто аэродинамического полета. В отличие от гидросамолета, экраноплан должен осуществлять более плавный переход от режима рикошетирования по гребням волн к устойчивому околоэкранному полету, без набора высоты и значительных колебаний по углу тангажа (дифферента). Естественно, для этого необходимо, чтобы аэродинамические поверхности экраноплана, крыло и оперение, были способны парировать гидродинамические силы и моменты от стартовых устройств при пересечении ими профиля волны. Лучше всего, если глиссирующие поверхности будут располагаться вблизи ЦТ аппарата, меньше будут угловые колебания.

 

Для примера, на рис. 4.3 приведены типовые обводы днища глиссирующих катеров.

 

Классическое днище гидросамолета ( SR-45, Англия ) 

-*-

__________________________________________________________________________