Экранофлот-2
для магистральных
рек и
морей России
(
Чкаловск, e-mail: wew@sinn.ru ,
Васильев Э. В. )
-*-
Экранопланы –
качественно новый вид в структуре водного
транспорта. По эксплуатационной нише
наиболее близкими прототипами для них
могут служить суда на подводных крыльях (СПК),
активно работавшие на магистральных реках
и морях России в 1960-80-х годах (до 20 млн.
пассажиров в год ).
По своей
производительности (4,0 - 22,0 млн. пасс*км в год)
катера-экранопланы могут заменить
устаревающий парк речных и морских
пассажирских СПК (типа Восход, Метеор,
Комета), а также обеспечить круглогодичную
навигацию на трассах магистральных рек
Севера и Сибири.
Основные отличия
экраноплана от СПК с одинаковой провозной
способностью:
- в 3-4 раза меньшая
металлоемкость судна;
- в 1,5 раза меньшие затраты
топлива на пассажирокилометр;
- в 3-3,5 раза большая скорость на
линии и, соответственно, большая дальность;
- повышенный комфорт при
движении над волнением (мореходность).
Те же сравнения
относятся к СВП и скоростным катамаранам.
В
сравнении с самолетом экраноплан более
безопасен в полете (высота полета 0-5 м).
СПК "Метеор"
|
Экраноплан МТ1-2500
|
-*-
-*-
Проекты
катеров-экранопланов
экранофлота-2:
(на базе
современных автомобильных и газотурбинных
двигателей)
-*-
Районы
эксплуатации – магистральные реки,
Балтийское, Черное, Японское море
Тип аппарата
|
МТ1-БМВ
|
МТ1-800
|
МТ1-1500
|
МТ1-2500
|
Вес полный, т
|
4,40
|
6,2
|
9,0
|
16,0
|
Вес пустого, т
|
2,64
|
3,72
|
5,40
|
9,60
|
Двигатели
маршевые, тип
мощность, лс
|
1
х авто
507
лс
|
1
х ВК-800
1
х 800 лс
|
1х
РД-600
1
х 1360 лс
|
1х
ВК2500
1х 2500 лс
|
Часовой
расход топлива, кг/ч
|
46,0
|
113,0
|
176,0
|
342,0
|
Установка
малого хода, л. с.
|
10,0
|
15,0
|
25,0
|
50,0
|
Груз, т (экипаж + кол. мест).
|
1,32
(1+18)
|
1,86
(2+24)
|
2,7
(2+36)
|
4,8
(3+64)
|
|
|
|
|
|
Мореходность
старта-посадки, м волны (баллы)
|
1,10 (III)
|
1,20 (III)
|
1,32 (IV)
|
1,56 (IV)
|
Скорость
крейсерская, км/ч
|
168
|
184
|
210
|
244
|
Дальность
полета с грузом, км
|
1674
|
1048
|
1140
|
1205
|
Провозная
способность за навигацию (2200 час.), млн.
пасс*км
|
4,22
|
6,50
|
10,8 *)
|
22,4 *)
|
Удельный
расход топлива,
грамм / пасс*км
|
15,8
|
25,0
|
23,3
|
22,4
|
Строительная
стоимость, тыс. $
|
Аналогична
стоимости СПК равной производ-ти
|
*) Провозная способность СПК «Метеор»
за навигацию составляет = 9,3 млн. пасс*км
-*-
Экранопланы-прототипы
для проектов Экранофлота-2
Экраноплан СМ-6,Go=25 т,
1972-80 гг |
Учебный экраноплан
УТ-1, 1976-80 гг |
-*-
Катер-экраноплан МТ1-БМВ
– маршрутное такси
(Базовая
модель для опытной эксплуатации)
-*-
-*-
Площадка
берегового базирования
-*-
Морской катер-экраноплан
МТ1-2500
-*-
-*-
Площадка
базирования. Байкал.
Сравнительные
характеристики прототипов:
гидросамолета
CL-435,
СПК «Метеор» и
экраноплана МТ1 2500
Тип аппарата
|
Гидросамолет
CL-435,
Канада
|
СПК
Метеор
|
Экраноплан
МТ1-2500
|
Габариты (LxBxH),
м
|
28,63х19,82х8,98
|
34,6х9,5х2,3(ос)
|
24,5х14,8х6,2
|
Площадь крыла,
кв. м
|
100,3
|
19,7
|
75,
0
|
Вес полный, т
|
17,23
|
52,9
|
16,0
|
Вес пустого, т
|
12,86
|
36,6
|
9,60
|
Груз, т (экипаж + кол. мест).
|
3,8
(2+30)
|
13,2
(3+124)
|
4,8
(2+50-64)
|
Размеры
кабины (LxBxH), м
|
9,38х2,39х1,9
|
3
салона
|
13,6х3,1х2,1
|
Двигатели маршевые, тип
мощность, л.с.
|
PW123AF
2
х 2380 л.с.
|
Дизель
2 х 1200
л. с..
|
ВК-2500
1 х 2500
л.с.
|
Запас топлива,
кг
|
5800
|
3500
|
1600
|
Установка
малого хода, л. с.
|
-
|
-
|
50,0
|
Мореходность:
- при старте-посадке, м волны
- при плавании, баллы
|
?
?
|
1,2
IV
балла
|
1,56
IV
балла
|
Скорость
крейсерская, км/ч
|
375
|
67
|
244
|
Дальность
полета с грузом, км
|
2425
|
600
|
1350
|
Провозная способность
за год (2200 час), млн. пасс*км
|
24,75
|
18,3
|
26,8-34,3
|
-*-
Экраноплан
МТ1-2500
-*-
Примерные
зарубежные трассы Экранофлота-2
Балтика
и Черное море
-*-
Японское
море
-*-
ПРОЕКТ :
«РОССИЙСКИЕ СКОРОСТНЫЕ
МОРСКИЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ»
(Федореев Г.А., СоюзМорТранс, Владивосток)
Пассажирские линии Дальневосточной
(Приморской) СМТС
с использованием экранопланов в акватории
Японского моря.
Маршрут |
Расстояние,
км |
Время
в пути
|
Пассажиро поток,
пасс./ год |
Экранопланы, используемые
на линии |
Внутренние линии |
1. Владивосток – Славянка |
47 |
15
мин |
101 376 |
2 х МТ1-БМВ |
2. Владивосток – Находка |
112 |
34
мин |
126 720 |
2 х МТ1-800 |
3. Владивосток –
Холмск |
972 |
4
час |
28 800 |
МТ1-1500 |
Международные линии: |
4. Владивосток –
Ниигата |
829 |
3
час,
30
мин |
28 800 |
МТ1-1500 |
5. Владивосток –
Пусан |
933 |
3
час,
55
мин |
48 000 |
МТ1-2500 |
Cуммарный
пассажиропоток: 333 696
пассажиров в год.
-*-
Пассажирские линии Балтийской СМТС с
использованием экранопланов.
Маршрут |
Расстояние,
км |
Время
в пути
|
Пассажиро- поток,
пасс./ год |
Экранопланы, используемые
на линии |
Внутренние линии |
1.
Калининград
-
Санкт-Петербург
|
1017 |
4
часа
15мин |
62 400 |
МТ1-2500 |
2. Санкт-Петербург -
Приморск |
105 |
35
мин |
109 824 |
2хМТ1–БМВ |
3. Санкт-Петербург –
Высоцк - Выборг |
160 |
50
мин |
96 096 |
2х МТ1-800 |
Международные линии: |
4. Санкт-Петербург – Хельсинки -
-Стокгольм |
708 |
3
часа
|
93 600 |
МТ1-2500 |
Cуммарный
пассажиропоток: 361 920
пассажиров в год.
-*-
Пассажирские линии Черноморской СМТС с
использованием экранопланов.
Маршрут |
Расстояние,
км |
Время
в пути
|
Пассажиро -
поток,
пасс./ год |
Экранопланы, используемые
на линии |
Внутренние линии |
1. Сочи – Новороссийск - Азов (Ростов н
на Дону) |
639 |
2
часа
40
мин |
54 000 |
МТ1-1500 |
Международные линии:
|
2. Сочи – Сухуми |
133 |
45
мин |
142 560 |
2 х МТ1-800 |
3. Сочи – Севастополь - Одесса |
841 |
3
часа,
30
мин |
38 880 |
МТ1-1500 |
4. Сочи – Варна |
954 |
4
часа |
64 800 |
МТ1-2500 |
5. Сочи – Стамбул |
936 |
4
часа |
64 800 |
МТ1-2500 |
6. Сочи –
Самсун |
377 |
1
час 35м |
77 760 |
МТ1-1500 |
Cуммарный
пассажиропоток: 442 800
пассажиров в год.
*-
ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ
(ПРИМОРСКАЯ)
СКОРОСТНАЯ МОРСКАЯ
ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА (ДВ СМТС)
Пассажирские линии Дальневосточной
(Приморской) СМТС
с использованием экранопланов в
акватории Японского моря.
Маршрут |
Расстояние,
км |
Время
в пути
|
Пассажиро
поток,
пасс./ год |
Экранопланы, используемые
на линии |
Внутренние линии |
1. Владивосток – Славянка |
47 |
15
мин |
101 376 |
2 х МТ1-БМВ |
2. Владивосток – Находка |
112 |
34
мин |
126 720 |
2 х МТ1-800 |
3. Владивосток –
Холмск |
972 |
4
час |
28 800 |
МТ1-1500 |
Международные линии:
|
4. Владивосток –
Ниигата |
829 |
3
час,
30
мин |
28 800 |
МТ1-1500 |
5. Владивосток –
Пусан |
933 |
3
час,
55
мин |
48 000 |
МТ1-2500 |
Cуммарный
пассажиропоток: 333 696 пассажиров в год.
-*-
СКОРОСТНАЯ
МОРСКАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА
ПОЧТОВОЙ
СВЯЗИ ПРИМОРСКОГО
КРАЯ
Маршруты перевозки почты Приморской
СМТС 1-й очереди
с использованием экранопланов
МТ1-БМВ
Маршрут |
Расстояние,
км |
Время
в пути |
Грузооборот почты,
кг/сутки |
Требуемый |
Возможный |
Внутренние линии |
1. Владивосток – Славянка –
Зарубино - Посьет –
Краскино |
153 |
50
мин |
|
5 000 |
2. Владивосток – Находка –
Преображение – Ольга – Рудная Пристань – Пластун –
Терней – Светлая |
810 |
4
часа
22мин |
9,5 |
1 285 |
3.
Владивосток – Большой Камень |
35 |
12
мин |
|
15 000 |
4.
Владивосток – Тавричанка |
26 |
9
мин |
|
15 000 |
Межрегиональные линии
|
5.. Владивосток –
Холмск |
972 |
4
час
52
мин |
1285 |
1 285 |
Общий грузооборот линии
= 37,57 т/сут х 250 = 9 392,
5 тонн / год
-*-
БАЛТИЙСКАЯ
СКОРОСТНАЯ МОРСКАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА
Пассажирские линии
Балтийской СМТС с использованием экранопланов.
Маршрут |
Расстояние,
км |
Время
в пути
|
Пассажиро-
поток,
пасс./ год |
Экранопланы, используемые
на линии |
Внутренние линии
|
1.
Калининград
-
Санкт-Петербург
|
1017 |
4
часа
15мин |
62 400 |
МТ1-2500 |
2. Санкт-Петербург -
Приморск |
105 |
35
мин |
109 824 |
2хМТ1–БМВ |
3. Санкт-Петербург –
Высоцк - Выборг |
160 |
50
мин |
96 096 |
2х МТ1-800 |
Международные линии:
|
4. Санкт-Петербург – Хельсинки -
С- Стокгольм |
708 |
3
часа
|
93 600 |
МТ1-2500 |
Cуммарный
пассажиропоток: 361
920 пассажиров в год.
-*-
ЧЕРНОМОРСКАЯ
СКОРОСТНАЯ МОРСКАЯ
ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА
Пассажирские линии
Черноморской СМТС с использованием экранопланов.
Маршрут |
Расстояние,
км |
Время
в пути
|
Пассажиро
поток,
пасс./ год |
Экранопланы, используемые
на линии |
Внутренние линии |
1. Сочи – Новороссийск -
Азов(Ростов н на Дону) |
639 |
2
часа
40
мин |
54 000 |
МТ1-1500 |
Международные линии:
|
2. Сочи - Сухуми |
133 |
45
мин |
142 560 |
2 х МТ1-800 |
3. Сочи – Севастополь - Одесса |
841 |
3
часа,
30
мин |
38 880 |
МТ1-1500 |
4. Сочи - Варна |
954 |
4
часа |
64 800 |
МТ1-2500 |
5. Сочи - Стамбул |
936 |
4
часа |
64 800 |
МТ1-2500 |
6. Сочи -
Самсун |
377 |
1
час
35
мин |
77 760 |
МТ1-1500 |
Cуммарный
пассажиропоток:
442 800 пассажиров в год.
-*
СЕВЕРНАЯ
СКОРОСТНАЯ МОРСКАЯ
ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА (СЕВ СМТС)
Пассажирские линии
Северной СМТС
с использованием
экранопланов в акваториях Баренцева и Белого морей.
Маршрут |
Расстояние,
км |
Время
в пути
|
Пассажиро
поток,
пасс./ год |
Экранопланы, используемые
на линии
|
ВВнутренние линии
|
1. Мурманск – Островной -
- Северодвинск |
803 |
3
часа 25 мин |
52 800 |
МТ1-2500 |
2. Кандалакша - Северодвинск |
445 |
1
час
55
мин |
47 520 |
МТ1-1500 |
3. Кемь(Рабочеостровск)
-
- Северодвинск |
259 |
1
час
25
мин |
50 688 |
2 х
МТ1-800 |
Cуммарный
пассажиропоток:
151 008 пассажиров в год.
-*-
___________________________________________________________________________
| |