Экранофлот-2 

для  магистральных  рек  и  морей  России

(  Чкаловск, e-mail: wew@sinn.ru ,  Васильев Э. В.  ) 

-*-

Экранопланы – качественно новый вид в структуре водного транспорта. По эксплуатационной нише наиболее близкими прототипами для них могут служить суда на подводных крыльях (СПК), активно работавшие на магистральных реках и морях России в 1960-80-х годах (до 20 млн. пассажиров в год ).

 По своей производительности (4,0 - 22,0 млн. пасс*км в год) катера-экранопланы могут заменить устаревающий парк речных и морских пассажирских СПК (типа Восход, Метеор, Комета), а также обеспечить круглогодичную навигацию на трассах магистральных рек Севера и Сибири.

 Основные отличия экраноплана от СПК с одинаковой провозной способностью:

- в 3-4 раза меньшая металлоемкость судна;

- в 1,5 раза меньшие затраты топлива на пассажирокилометр;

- в 3-3,5 раза большая скорость на линии и, соответственно, большая дальность;

- повышенный комфорт при движении над волнением (мореходность).

Те же сравнения относятся к СВП и скоростным катамаранам.

В сравнении с самолетом экраноплан более безопасен в полете (высота полета 0-5 м).

 

СПК "Метеор"

Экраноплан МТ1-2500

-*-

 

  -*-

Проекты  катеров-экранопланов  экранофлота-2:

(на базе современных автомобильных и газотурбинных двигателей)

-*-  

Районы эксплуатации – магистральные реки, Балтийское, Черное, Японское море

Тип аппарата

МТ1-БМВ

МТ1-800 

МТ1-1500

МТ1-2500

Вес полный, т

4,40

6,2

9,0

16,0

Вес пустого, т

2,64

3,72

5,40

9,60

Двигатели маршевые, тип

мощность, лс 

1 х авто

507 лс

1 х ВК-800

1 х 800 лс

1х РД-600

1 х 1360 лс

1х ВК2500

1х 2500 лс

Часовой расход топлива, кг/ч

46,0

113,0

176,0

342,0

Установка малого хода, л. с.

10,0

15,0

25,0

50,0

Груз, т  (экипаж + кол. мест). 

1,32 (1+18)

1,86 (2+24)

2,7 (2+36)

4,8 (3+64)

 

 

 

 

 

Мореходность старта-посадки, м волны (баллы)

 

1,10 (III)

 

1,20 (III)

 

1,32 (IV)

 

1,56 (IV)

Скорость крейсерская, км/ч 

168

184

210

244

Дальность полета с грузом, км

1674

1048

1140

1205

Провозная способность за навигацию (2200 час.), млн. пасс*км 

4,22

6,50

   10,8 *)

   22,4 *)

Удельный расход топлива,    грамм / пасс*км

15,8

25,0

23,3

22,4

Строительная стоимость, тыс. $

Аналогична стоимости СПК равной производ-ти

*)  Провозная способность СПК «Метеор» за навигацию составляет = 9,3 млн. пасс*км  

-*-

 Экранопланы-прототипы для проектов Экранофлота-2 

Экраноплан СМ-6,Go=25 т, 1972-80 гг

Учебный экраноплан УТ-1, 1976-80 гг

-*- 

 

Катер-экраноплан МТ1-БМВ – маршрутное такси

(Базовая модель для опытной эксплуатации)

 

 

-*-

 

-*-

 

Площадка берегового базирования

-*-

Морской катер-экраноплан МТ1-2500 

 

-*-

 

-*-

 

   

Площадка базирования. Байкал.  

 

Сравнительные характеристики прототипов:

гидросамолета CL-435, СПК «Метеор»  и  экраноплана МТ1 2500 

 

  

 

Тип аппарата 

Гидросамолет

CL-435, Канада

СПК

Метеор

Экраноплан

МТ1-2500

Габариты (LxBxH), м

28,63х19,82х8,98

34,6х9,5х2,3(ос)

24,5х14,8х6,2

Площадь крыла, кв. м

100,3

19,7

75, 0

Вес полный, т

17,23

52,9

16,0

Вес пустого, т

12,86

36,6

9,60

Груз, т  (экипаж + кол. мест). 

3,8 (2+30)

13,2 (3+124)

4,8 (2+50-64)

Размеры кабины (LxBxH), м

9,38х2,39х1,9

3 салона

13,6х3,1х2,1

Двигатели маршевые, тип

мощность, л.с. 

PW123AF 

2 х 2380 л.с.  

Дизель

2 х 1200 л. с..

ВК-2500

1 х 2500 л.с.

Запас топлива, кг

5800

3500

1600

Установка малого хода, л. с.

-

-

50,0

Мореходность:

- при старте-посадке, м волны

- при плавании, баллы

 

?

?

 

1,2

IV  балла

 

1,56

IV балла

Скорость крейсерская, км/ч 

375

67

244

Дальность полета с грузом, км

2425

600

1350

Провозная способность

за год (2200 час), млн. пасс*км 

 

24,75

 

18,3

  

26,8-34,3

-*- 

 

Экраноплан МТ1-2500

-*-

Примерные зарубежные трассы Экранофлота-2

Балтика  и  Черное  море 

-*-

Японское  море

 

-*-

 

ПРОЕКТ :

«РОССИЙСКИЕ   СКОРОСТНЫЕ   МОРСКИЕ   ТРАНСПОРТНЫЕ  СИСТЕМЫ»

   (Федореев Г.А., СоюзМорТранс, Владивосток)

Пассажирские линии  Дальневосточной (Приморской)  СМТС

с  использованием экранопланов в акватории Японского моря.

                         

                          Маршрут

Расстояние,

       

        км

Время

в пути

 

Пассажиро       поток,

пасс./ год

 Экранопланы, используемые 

на линии

      Внутренние линии

  1. Владивосток – Славянка

47

15 мин

101 376

2 х МТ1-БМВ

  2. Владивосток – Находка

112

34 мин

126 720

2 х МТ1-800

  3. Владивосток – Холмск

972

4 час

28 800

МТ1-1500

      Международные линии:                                         

  4. Владивосток – Ниигата

829

3 час,

30 мин

28 800

МТ1-1500

  5. Владивосток – Пусан

933

3 час,

55 мин

48 000

МТ1-2500

Cуммарный  пассажиропоток:     333 696 пассажиров в год.

-*-

Пассажирские линии  Балтийской  СМТС с использованием экранопланов.

                         

                          Маршрут

Расстояние,

       

        км

Время

в пути

 

Пассажиро-  поток,

пасс./ год

 Экранопланы, используемые 

на линии

    Внутренние линии  

  1. Калининград - Санкт-Петербург 

1017

4 часа

15мин

62 400

 МТ1-2500

  2. Санкт-Петербург - Приморск

105

35 мин

109 824

2хМТ1–БМВ

  3. Санкт-Петербург – Высоцк - Выборг

160

50 мин

96 096

2х МТ1-800

    Международные линии:                                         

  4. Санкт-Петербург – Хельсинки -

    -Стокгольм

708

3 часа

93 600

 МТ1-2500

Cуммарный  пассажиропоток:  361 920   пассажиров в год.

-*-

Пассажирские линии  Черноморской  СМТС с использованием экранопланов.

                          

                          Маршрут

Расстояние,       

        км

Время

в пути

 

Пассажиро - поток,

пасс./ год

 Экранопланы, используемые 

на линии

      Внутренние линии

  1. Сочи – Новороссийск - Азов (Ростов   н   на Дону)

639

2 часа

40 мин

54 000

 МТ1-1500

      Международные линии:                                         

  2. Сочи – Сухуми

133

 45 мин

142 560

2 х МТ1-800

  3. Сочи – Севастополь - Одесса

841

3 часа,

30 мин

38 880

 МТ1-1500

  4. Сочи – Варна

954

4 часа

64 800

МТ1-2500

  5. Сочи – Стамбул

936

4 часа

64 800

МТ1-2500

  6. Сочи – Самсун

377

1 час 35м

77 760

МТ1-1500

Cуммарный  пассажиропоток:     442 800   пассажиров в год.

*-

 

 ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ (ПРИМОРСКАЯ)

СКОРОСТНАЯ  МОРСКАЯ  ТРАНСПОРТНАЯ  СИСТЕМА (ДВ  СМТС)

 

Пассажирские линии  Дальневосточной (Приморской)  СМТС

с  использованием экранопланов в акватории Японского моря.

                         

                          Маршрут

Расстояние,

       

        км

Время

в пути

 

Пассажиро       поток,

пасс./ год

 Экранопланы, используемые 

на линии

    Внутренние линии

  1. Владивосток – Славянка

47

15 мин

101 376

2 х МТ1-БМВ

  2. Владивосток – Находка

112

34 мин

126 720

2 х МТ1-800

  3. Владивосток – Холмск

972

4 час

28 800

МТ1-1500

     Международные линии:

                                         

  4. Владивосток – Ниигата

829

3 час,

30 мин

28 800

МТ1-1500

  5. Владивосток – Пусан

933

3 час,

55 мин

48 000

МТ1-2500

 Cуммарный  пассажиропоток:     333 696 пассажиров в год.

-*-

 

  СКОРОСТНАЯ  МОРСКАЯ  ТРАНСПОРТНАЯ  СИСТЕМА  

ПОЧТОВОЙ  СВЯЗИ  ПРИМОРСКОГО КРАЯ

 

Маршруты перевозки почты Приморской  СМТС  1-й очереди

с использованием  экранопланов   МТ1-БМВ 

                         

                      Маршрут

Расстояние,

    км

 Время

  в  пути

 Грузооборот почты,    

 кг/сутки 

Требуемый

Возможный

Внутренние линии

1. Владивосток – Славянка – Зарубино - Посьет – Краскино

   153

   50  

  мин 

 

 5 000

2. Владивосток – Находка – Преображение – Ольга – Рудная Пристань – Пластун – Терней – Светлая

 

   810

  4 часа

22мин

 

   9,5

 

 1 285

3. Владивосток – Большой Камень

    35

12 мин

 

15 000

4. Владивосток – Тавричанка

    26

  9 мин

 

15 000

 Межрегиональные линии                                         

5.. Владивосток – Холмск

   972

  4 час

52 мин

  1285

  1 285

Общий грузооборот линии       =      37,57 т/сут  х  250  =  9 392, 5   тонн / год

-*-

 

БАЛТИЙСКАЯ

СКОРОСТНАЯ  МОРСКАЯ  ТРАНСПОРТНАЯ  СИСТЕМА

 

Пассажирские линии  Балтийской  СМТС с использованием экранопланов.

 

                         

                          Маршрут

Расстояние,

       

        км

Время

в пути

 

Пассажиро-       поток,

пасс./ год

 Экранопланы, используемые 

на линии

      Внутренние линии

 

  1. Калининград - Санкт-Петербург 

1017

4 часа

15мин

62 400

 МТ1-2500

  2. Санкт-Петербург - Приморск

105

35 мин

109 824

2хМТ1–БМВ

  3. Санкт-Петербург – Высоцк - Выборг

160

50 мин

96 096

2х МТ1-800

      Международные линии:

                                         

  4. Санкт-Петербург – Хельсинки -

С-  Стокгольм

708

3 часа

93 600

 МТ1-2500

Cуммарный  пассажиропоток:      361 920   пассажиров в год.

-*-

 

ЧЕРНОМОРСКАЯ

СКОРОСТНАЯ  МОРСКАЯ  ТРАНСПОРТНАЯ  СИСТЕМА

 

Пассажирские линии  Черноморской  СМТС с использованием экранопланов.

 

                         

                          Маршрут

Расстояние,

       

        км

Время

в пути

 

Пассажиро       поток,

пасс./ год

 Экранопланы, используемые 

на линии

      Внутренние линии

  1. Сочи – Новороссийск - Азов(Ростов н на Дону)

639

2 часа

40 мин

54 000

 МТ1-1500

      Международные линии:

                                         

  2. Сочи - Сухуми

133

 45 мин

142 560

2 х МТ1-800

  3. Сочи – Севастополь - Одесса

841

3 часа,

30 мин

38 880

 МТ1-1500

  4. Сочи - Варна

954

4 часа

64 800

МТ1-2500

  5. Сочи - Стамбул

936

4 часа

64 800

МТ1-2500

  6. Сочи - Самсун

377

1 час

35 мин

77 760

МТ1-1500

Cуммарный  пассажиропоток:          442 800   пассажиров в год.

-*

 

СЕВЕРНАЯ

СКОРОСТНАЯ  МОРСКАЯ  ТРАНСПОРТНАЯ  СИСТЕМА (СЕВ  СМТС)

 

Пассажирские линии  Северной  СМТС

с  использованием экранопланов  в акваториях Баренцева и Белого морей.

 

                         

                          Маршрут

Расстояние,

        км

Время

в пути

 

Пассажиро       поток,

пасс./ год

 Экранопланы, используемые 

на линии  

ВВнутренние линии

 

  1. Мурманск – Островной -

    - Северодвинск

803

3 часа 25 мин

52 800

 МТ1-2500

  2. Кандалакша - Северодвинск

        445

1 час

 55 мин

47 520

МТ1-1500

  3. Кемь(Рабочеостровск) -

   -  Северодвинск

259

 1 час

25 мин

50 688

2 х МТ1-800

 Cуммарный  пассажиропоток:      151 008   пассажиров в год.

-*-

___________________________________________________________________________