7. Организация эксплуатации
транспортных экранопланов.
Следует
отметить, что ни один из вышеприведенных
типов экранопланов не удалось внедрить в
реальную коммерческую эксплуатацию,
поскольку потребовалось решать
нетрадиционные для авиации и флота вопросы
базирования, а также повысить уровень
мореходности, в сравнении с однотипными
скоростными судами. Данные проблемы остались нерешенными до настоящего времени. Объясняется это сложностью объединения в одном аппарате амфибийных, мореходных и летных качеств, так как конструкция стартово-посадочных устройств (СПУ), обеспечивающих мореходные и амфибийные качества экраноплана, значительно деформируют его аэродинамический облик и снижают уровень летных характеристик. Большие надежды, связанные с использованием воздушной подушки и системы поддува, в конечном итоге себя не оправдали, ни в решении проблем мореходности, ни амфибийности. Причина та же, что и у традиционных СВП – конструктивная сложность, неспособность поддерживать корпус над гребнями волн на больших скоростях [11, 13, 14]. Необходимы более простые и эффективные решения.
Ниже приведены варианты способов базирования экранопланов, которые использовались на созданных аппаратах и характерные для них типы СПУ, рис 6.5.
Сход с берега на поддуве (SWAN 751) Базирование на воде у причала, НТ-1.
Выход на берег с помощью буксировочной тележки (HTW-2VT) или колесного шасси (FS8).
Приведенные примеры с очевидностью показывают важность решения проблемы базирования для эффективной эксплуатации экранопланов. При этом, выбор того или иного типа стартово-посадочного устройства, для обеспечения мореходности и берегового базирования, одновременно определяет способ организации скоростных транспортных систем на базе экранопланов.
___________________________________________________________________________
|