8. Базовая схема мореходного и
амфибийного экраноплана
( концепция ЭКСПО )
Параметры и характеристики схемы представлены на примере легких экранопланов, в
которых приведены основные конструктивные признаки, обеспечивающие мореходность, амфибийность и устойчивость в приэкранном полете ( см. рис.ниже).
Общая компоновочная схема экраноплана по типу "экраноплан-корабль" сформирована с учетом специализированных
режимов движения – самостоятельный сход и выход на береговую площадку, режим
плавания, глиссирования, рикошетирования по гребням волн и плавный (без
подлетов) переход к устойчивому приэкранному полету. Швартовные устройства схемы
предусматривают выполнение спасательных и перевалочных операций непосредственно
на воде.
8.1. Особенности компоновочной схемы.
Аэродинамическая схема
составлена по типу нормальной самолетной схемы с низко расположенным крылом
малого удлинения (l=
2-4) и высоко расположенным, развитым по размаху, хвостовым горизонтальным
оперением. Схема подтвердила хорошую устойчивость в приэкранном полете на
большинстве экранопланов ЦКБ по СПК. Аэродинамическая взлетно-посадочная
механизация крыла в схеме отсутствует, заменена на гидродинамическую механизацию
корпуса.
Гидродинамическая схема
выполнена в виде водоизмещающего корпуса-лодки, оборудованного амортизированной
гидролыжей, аналогично испытанной на экранопланах ЦКБ по СПК (УТ-1, СМ-6,
Орленок, Лунь). Гидролыжа представляет собой отклоняемый и амортизированный
редан глиссирующего корпуса, выполняется в виде плоско-килеватой пластины,
шарнирно закрепленной передним ребром к днищу корпуса и на стойках-амортизаторах
по длине пластины. Длина, угол отклонения и амортизация гидролыжи выбираются
пропорционально расчетной высоте волны при старте-посадке экраноплана (варианты
в а.с. № 1837506 и № 1837507 от 13.1.1992 г,).
Амфибийные свойства
в схеме обеспечиваются комплексом амортизированных лыжно-колесных устройств.
Колесное шасси самолетного типа позволяет экраноплану совершать самостоятельный
выход из воды на подготовленную береговую площадку, маневрирование и буксировку
по рулежной дорожке, а также взлет и посадку с ВПП аэропортов. Амортизированные
лыжные устройства, в виде плоско-килеватых пластин, могут использоваться для
старта экранопланов со льда-снега.
Установка гидролыжи качественно изменяет весь
способ формирования аэро-гидродинамической схемы и режимов движения экраноплана
:
-
Гидродинамические силы глиссирующей гидролыжи имеют общую (динамическую) природу
с аэродинамическими силами крыла, что позволяет объединить все
аэро-гидродинамические элементы экраноплана в единый комплекс для совместного
создания подъемной силы и управления движением.
-
Неэффективная у экрана аэродинамическая механизация крыла заменена компактной
гидродинамической механизацией корпуса, при этом скорость начала движения
аппарата над водой снижается до режимов глиссирования (Fr=3),
при этом уменьшается необходимая для взлета площадь крыла и повышается
крейсерская скорость приэкранного полета.
-
Гидролыжа, в виде отклоняемой глиссирующей пластины, конструктивно проста,
малогабаритна и практически не изменяет аэродинамических обводов корпуса.
Гидродинамические качество на горбе сопротивления у плоских пластин составляет
до Кг= 10-14 [8,12]. С учетом значительной разницы сопротивления экраноплана при
старте с воды и в полете (в 2-5 раз), для преодоления горба сопротивления
требуется кратковременный стартовый импульс тяги двигателей.
-
Отклоняемая гидролыжа добавляет продольную килеватость глиссирующему корпусу не
изменяя его осадки и, что особенно важно, обладает самостабилизацией по углу
тангажа и всплытию. Для устойчивости на предотрывных режимах, конец гидролыжи
должен располагаться позади ЦТ, но впереди фокуса по углу атаки экраноплана (как
и колеса у самолета).
-
За счет увеличенного угла глиссирования гидролыжи, всплытие корпуса и дальнейший
подъем над уровнем воды (как у СПК) приходятся примерно на 20-40% от скорости
начала полета, соответственно, корпус на больших скоростях защищен от
воздействия замывов и ударов волн.
-
Амортизация гидролыжи дает возможность отслеживать профиль волны на предотрывных
скоростях, тем самым снижает нагрузки и способствует плавному переходу к режиму
полета. Уровень мореходности на режимах старта-посадки, по опыту испытаний
аналогов и расчетным оценкам, составляет в различных вариантах h’w =
hw
/ (Go)1/3
= 0.5-0,7, при перегрузках менее ny <= 1,0.
-
Амортизированная гидролыжа позволяет в полете безопасно касаться водной
поверхности, экраноплан может буквально «стричь» гребни волн. При таком режиме
реализуется максимальное аэродинамическое качество в сравнении с
самолетом-экранопланом типа Пеликан, летающим на безопасных высотах более 6-15
м .
-
Возможность безопасного перехода в полете к режиму глиссирования приводит к
снижению радиусов разворотов примерно в 2-3 раза, в сравнении с виражами в
режиме полета. На режиме глиссирования можно выполнять плоские развороты со
скольжением (до 10 градусов), что более безопасно в сравнении с виражами в
режиме подлета с креном ( катастрофа L-325, США).
-
Плоско-килеватая лыжа, вписанная в обводы корпуса, формирует амортизированную
опорную поверхность, с удельной нагрузкой порядка 0,1-1,0 кг/см2, что позволяет
легким экранопланам совершать взлет-посадку со льда-снега (экраноплан УТ-1).
Подобный способ формирования схемы экраноплана - ориентированный при старте с
воды на быстрый подъем корпуса над гребнями волн с помощью гидродинамических
устройств и стартового импульса тяги двигателей, а режимы глиссирования и полета
рассматриваются как единый неразрывный аэро-гидродинамический цикл движения,
можно назвать концепцией экраноплана короткого старта-посадки – ЭКСПО.
(По аналогии с судами на подводных крыльях - энергичный подъем корпуса из воды).
Экспериментальной основой для разработки базовой схемы мореходных и
амфибийных экранопланов служат результаты испытаний гидролыжных и
колесных устройств на опытных экранопланах ЦКБ по СПК, созданных в
период 1967-76 годов. |
_________________________________
Экспериментальные модели-аналоги для проектов транспортных
экранопланов
( ЦКБ им. Р.Е. Алексеева - испытания гидролыжных стартово-посадочных устройств )
Учебно-тренировочный
экраноплан УТ-1
1967-1975 г.г.
Испытания зимой и летом на
Горьковском водохранилище и на Каспийском море
Прошли обучение более 20
пилотов
Взлетный вес- 0,84 т.
Мореходность – 0,35-0,5 м волны
1970 г, Чкаловск, р.
Троца.
Лыжно-амортизационное
устройство УТ-1
Амфибийные
испытания, р. Троца, зима 1972 г.
УТ-1. Схема
________________________________________________________
Экраноплан СМ-6 с
амортизированным лыжно-колесным устройством (ЛАУ)
1972 - 1985 г.г.
( Аналог экраноплана
Орленок )
Испытания на Горьковском
водохранилище и на Каспийском море
(
Go
= 25.4 т. Мореходность – до 1,25 м волны )
СМ-6 в
полете (модель экраноплана Орленок).
В убраном положении ЛАУ практически не изменяет обводов корпуса
СМ-6 с ЛАУ.
Схема.
________________________________________________________
Экраноплан
Орленок с лыжно-колесным стартово-посажочным устройством
1974
- 85 г.г.
Мореходность – до 2,0 м волны
Посадка на
гидролыже
Главная
гидролыжа
Старт на
гидролыже с дополнительным использованием «поддува»
Испытанные варианты гидролыжных и колесных устройств существенно
повысили мореходные и амфибийные качества этих же аппаратов в сравнении
с ранее применявшейся системой поддува струй двигателей под крыло.
|
____________________________*____________________________
Базовая
схема
для проектов мореходных и амфибийных экранопланов
( Концепция ЭКСПО
- Экраноплан Короткого Старта-Посадки )
Мореходность :
h’
= hw
/ D1/3
= 0.5
– 0.7
Авторские свидетельства
на элементы схемы:
- "Экраноплан", а. с.
N 1837508 от 13.10.1992 г.;
- "Экраноплан с
гидродинамическим стартовым устройством", а. с. N 1837508 от 13.10.1992 г.
- "Гидролыжное
устройство экраноплана", а. с. N 1837506 от 13.10.1992 г.
- "Гидролыжное
устройство экраноплана", а. с. N 1837507 от 13.10.1992 г.
- "Стартовое
подводное крыльевое устройство экраноплана", а. с. N 3174441 от 13.10.1992 г.
- "Стартовый
ускоритель ...", а. с. N 1486397 от 15.02.1989 г.
B
60
V1/08
B
64 С 39/10 B
63
B
1/18
Область
использования:
Изобретение относится
к судостроению и самолетостроению, в частности к экранопланам.
Известны экранопланы,
содержащие корпус с гидролыжным устройством на днище, несущее
крыло с закрылками и концевыми шайбами, хвостовое оперение,
силовую установку (см. С.Ф. Петров. М. ООО «РУСАВИА», 2000.
Гидросамолеты и экранопланы России, стр. 198, 204, 206, 208) .
Недостатком известных
экранопланов являются завышенные перегрузки при старте-посадке
на волнении из-за неоптимальной гидродинамической механизации
корпуса, конструктивная ненадежность аэродинамической
механизации крыла (закрылков, щитков, элеронов) при контактах с
взволнованной водной поверхностью, завышенная площадь несущего
крыла для снижения посадочной скорости, что уменьшает
крейсерскую скорость полета, излишний шум от движителей (винтов,
сопел), сложность выполнения перевалочных операций груза и
пассажиров у причалов и непосредственно на воде из-за отсутствия
палубы, грузовых люков, лееров, привальных брусов в носу, в
корме и по бортам.
Цель изобретения в
повышении мореходности, устойчивости в приэкранном полете, в
улучшении эксплуатационных, судовых качеств экраноплана для
использования на речных и морских трассах.
Сущность изобретения:
Поставленная цель
достигается тем, что морской катер-экраноплан содержит корпус,
выполненный из двух формообразующих частей – а) водоизмещающей
лодки, со скуловыми обводами и палубой от носа до кормы, к
бортам которой крепятся консоли несущего крыла и двух килевое
оперение, и – б) надстройки над палубой лодки, для размещения
силовой установки и полезной нагрузки, с грузовыми люками в носу
и по бортам над крылом, а в носовой части палубы и на консолях
крыла установлено леерное ограждение. Нос и корма палубы, а
также концевые шайбы крыла оборудованы привальными брусами.
Палубная надстройка,
шириной равной или уже палубы, к корме сужена до ширины втулки
винта, винт главной силовой установки размещен между двух килей
оперения над кормовой палубой, крепится к торцу палубной
надстройки и соединен с двигателем через трансмиссию, а на
транце лодки закреплена установка малого хода, в виде
водометного двигателя или подвесного мотора с отклоняемой
угловой колонкой.
Горизонтальное
оперение установлено сверху на два киля, размах горизонтального
оперения равен или превышает размах крыла, секция оперения между
килями имеет меньшую хорду, чем его консоли, и в ней установлен
руль высоты.
Угол установки крыла
увеличен до 6-8 градусов, перед носками консолей крыла, в их
концевой и корневой части, жестко установлены предкрылки в виде
треугольных профилированных пластин, длинный катет которых
закреплен, соответственно, на конструкции лодки и на концевых
шайбах крыла, размах каждого предкрылка (составляет) 0,15-0,3 от
размаха консоли крыла.
Консоли крыла
выполнены без элеронов, а в кормовой части концевых шайб крыла
вертикально установлены кили-шайбы трапециевидной формы,
корневая хорда которых составляет 0,5-0,7 от концевой хорды
крыла, на килях установлены рули-элероны для управления креном и
курсом экраноплана.
Задняя кромка крыла
выполнена без аэродинамической механизации, а на днище лодки под
центром тяжести экраноплана установлена плоскокилеватая, с
сужением к концу до 0,2-0,4 от корневой ширины, отклоняемая на
угол 9-15 градусов, амортизированная гидролыжа, длиной 0,8-1,25
средней хорды крыла, с отношением длины к средней ширине 2,5-3,0
и усилием страгивания амортизации по концу лыжи 0,05-0,1, а при
обжатии амортизатора на полный угол отклонения гидролыжи до
0,7-1,0 полного веса экраноплана. Амортизатор гидролыжи газовый,
без дросселирования на прямом и обратном ходу, для сохранения
постоянного контакта гидролыжи с профилем волны.
В носу лодки и на
консолях крыла установлены стойки колесного шасси самолетного
типа, причем обтекатели главных стоек выполнены в виде
промежуточных шайб крыла.
Описание конструкции:
На фиг. 1 показан вид
катера-экраноплана сбоку; на фиг 2 – вид экраноплана спереди; на
фиг. 3 схема разделения корпуса катера-экраноплана на
водоизмещающую лодку и палубную надстройку и схема главной
силовой установки; на фиг. 4 вид катера-экраноплана сверху и
схема установки предкрылков перед профилем крыла; на фиг. 5 дан
общий вид экраноплана с выпущенным колесным шасси и схема скосов
потока за крылом; на фиг. 6 приведен вид катера-экраноплана с
выпущенной гидролыжей на режиме старта-посадки и схема
лыжно-колесного шасси.
Катер-экраноплан
содержит водоизмещающую лодку 1 и палубную надстройку 2.
Водоизмещающая лодка
покрыта герметичной палубой 3 от носа до кормы. К бортам лодки
крепятся консоли крыла 4 с концевыми шайбами 5, в корме к бортам
лодки крепится двух килевое оперение 6. Сверху на кили
установлено горизонтальное оперение 7, с размахом равным или
превышающим размах крыла. Средняя секция 8 оперения, между
килями, имеет меньшую хорду, чем у консолей, и на ней закреплен
руль высоты 9. Нос и корма лодки, а также концевые шайбы крыла
оборудованы привальными брусами 10, в носовой части палубы и на
консолях крыла установлено леерное ограждение 11. На транце
лодки закреплена установка малого хода 12, типа подвесного
мотора с отклоняемой угловой колонкой.
Палубная надстройка 2
представляет собой удобообтекаемую грузопассажирскую кабину,
шириной равной или меньшей палубы, с грузовым люком 13 в носу и
двумя люками 14 по обеим бортам надстройки. Расположена
надстройка над крылом в середине палубы, между носовой и
кормовой частью палубы, суживается к корме до ширины втулки
винта 15 главной силовой установки. Двигатель 16 главной силовой
установки размещен в кормовой части надстройки и закреплен к
конструкции палубы лодки, с винтом двигатель соединен с помощью
трансмиссии 17.
Крыло 4 установлено
под углом 6-8 градусов к основной линии экраноплана. Перед
носками консолей крыла, в их концевой и корневой части, жестко
установлены предкрылки 18 в виде треугольных профилированных
пластин, длинный катет которых закреплен, соответственно. на
бортах лодки и на концевых шайбах крыла, размах каждого
предкрылка составляет 0,15-0,3 от размаха консоли крыла.
В кормовой части
концевых шайб крыла вертикально установлены кили-шайбы 19
трапециевидной формы, корневая хорда которых составляет 0,5-0,7
от концевой хорды крыла, на килях-шайбах установлены
рули-элероны 20 для управления креном и курсом экраноплана.
На днище лодки
установлена плоскокилеватая гидролыжа 21 в виде отклоняемого
амортизированного редана. Гидролыжа имеет длину 0,8-1,25 средней
хорды крыла, с отношением длины к средней ширине 2,5-3,0 и с
сужением к концу до 0,2-0,4 от корневой ширины. Отклоняется на
угол 9-15 градусов при старте-посадке. Амортизатор 22, с
устройством выпуска и уборки гидролыжи, имеет усилие страгивания
по концу лыжи 0,05-0,1, а при обжатии амортизатора на полный
угол отклонения гидролыжи до 0,7-1,0 полного веса экраноплана.
Амортизатор газовый без торможения (дросселирования) на прямом и
обратном ходу.
В носу лодки и на
консолях крыла установлены стойки колесного шасси 23 самолетного
типа, причем обтекатели главных стоек выполнены в виде
промежуточных шайб 24 крыла для защиты от ударов волн при
старте-посадке.
-*-
Ф о р м у л а и з о б р е т е н и я
1. Экраноплан,
содержащий корпус с гидролыжным устройством, несущее крыло с
закрылками и концевыми шайбами, хвостовое оперение и силовую
установку, о т л и ч а ю щ и й с я тем, что корпус
выполнен из двух составных частей – а) водоизмещающей лодки, со
скуловыми обводами и палубой от носа до кормы, с привальными
брусами и леерным ограждением, к бортам лодки крепятся консоли
несущего крыла и двух килевое оперение, и – б) надстройки над
палубой лодки, для размещения силовой установки и полезной
нагрузки, с грузовыми люками в носу и по бортам над крылом.
2. Экраноплан по
п.1, о т л и ч а ю щ и й с я тем, что палубная
надстройка расположена в середине палубы, ширина надстройки
равна или уже лодки, к корме сужена до ширины втулки винта
главной силовой установки, винт размещен над кормовой палубой
между двух килей
V-образной
формы, крепится к торцу палубной надстройки и соединен с
двигателем через трансмиссию, а на транце лодки закреплена
установка малого хода, в виде подвесного мотора с отклоняемой
назад угловой колонкой.
3. Экраноплан по
п.1, о т л и ч а ю щ и й с я тем, что горизонтальное
оперение установлено сверху на два киля
V-образной
формы, размах горизонтального оперения равен или превышает
размах крыла, секция оперения между килями имеет меньшую хорду,
чем его консоли, и в ней установлен руль высоты.
4. Экраноплан по
п.1, о т л и ч а ю щ и й с я тем, что угол установки
крыла составляет 6-8 градусов, перед носками консолей крыла, в
их концевой и корневой части, параллельно основной линии
экраноплана, установлены предкрылки в виде треугольных
профилированных пластин, длинный катет которых жестко закреплен,
соответственно, на бортах лодки и на концевых шайбах крыла,
размах каждого предкрылка составляет 0,15-0,3 от размаха консоли
крыла.
5. Экраноплан по п.1
и п.4, о т л и ч а ю щ и й с я тем, что задняя кромка
крыла выполнена без элеронов, а в кормовой части концевых шайб
крыла вертикально установлены кили-шайбы трапециевидной формы,
корневая хорда которых составляет 0,5-0,7 от концевой хорды
крыла, на килях установлены рули-элероны для управления креном и
курсом экраноплана.
6. Экраноплан по п.1
и п.5, о т л и ч а ю щ и й с я тем, что задняя кромка
крыла выполнена без аэродинамической механизации, а на днище
лодки под центром тяжести экраноплана установлена
плоскокилеватая амортизированная гидролыжа, с сужением к концу
до 0,2-0,4 от начальной ширины, длиной 0,8-1,25 средней хорды
крыла, с отношением длины к средней ширине 2,5-3,0, отклоняемая
на угол 9-15 градусов и усилием страгивания амортизации по концу
лыжи 0,05-0,1, а при обжатии амортизатора на полный угол
отклонения гидролыжи до 0,7-1,0 полного веса экраноплана,
амортизатор гидролыжи газовый без дросселирования на прямом и
обратном ходу.
7. Экраноплан по п.1
и п.6, о т л и ч а ю щ и й с я тем, что в носу лодки и
на консолях крыла установлены стойки колесного шасси самолетного
типа, а обтекатели главных стоек выполнены в виде промежуточных
шайб крыла.
-*-
Источники:
1. С.Ф. Петров. М.
ООО «РУСАВИА», 2000 г. Гидросамолеты и экранопланы России
2. Буксировочные
испытания модели экраноплана типа РТ-6. //Технический отчет.
№221, НФ ЦНИИ им. Крылова, 1993.
3. Исследования
интегральных аэродинамических характеристик модели экраноплана
РТ-6 в аэродинамической трубе при различных относительных
высотах до экрана. Отчет N 776, 27.09.93г., КГТУ им. А.Н.
Туполева, г. Казань.
-*-
Рисунки
|
Фиг. 1
|
Фиг.
2
|
Фиг.
3
|
Фиг.
4
|
Фиг.
5 |
Фиг.
6 |
Варианты гидродинамических стартово-посадочных
устройств ЭП (СПУ)
Вариант с подводными
крыльями ( а.с. № 3174441 )
Вариант с гидролыжей и
колесным шасси ( а.с. № 1837506 и -07 )
________________________________________________________
-*-
Проекты легких ЭП для опытной эксплуатации
*-
Катер-экраноплан МТ1-БМВ394 типа
«Маршрутное Такси» :
Габариты,
м
........12,5х8,6х3,3 |
Экипаж .........……………
1 пилот |
Вес полный
......………. .3,2 т |
Пассажиры (груз),
до... 4-12 чел (1,0 т) |
Вес порожнем ...………
1,92 т |
Скорость
крейсерская..… 190 км/ч |
Двигатель авто -
1 х БМВ3 (1 x 394лс) |
Мореходность старта,
до..1,0 м волны |
Расход топлива, крейс...
41 кг/ч |
Дальность с грузом
1,0 т 1500 км |
Габариты кабины, м ….
3,6х1,9х1,6 |
Дальность с 4
пасс-ми…...5200 км |
Строительная стоимость в серии 10
аппаратов – 171 тыс.$ .
-*-
Летно-технические данные МТ1-БМВ394
Режимы
старта экранолдана
1- плавание; 2-
глиссирование; 3- рикошетирование; 4- отрыв и полет
-*-Старт
с тихой воды-*-
-*-
Старт при волне в 1 м
-*-
Шлейфы, сверху вниз: угол отклонения
гидролыжи; перегрузка; тяга двигателя, сопротивление и вертикальная
скорость; угловая скорость; угол тангажа; профиль
волны; высота ЦТ, днища корпуса и конца лыжи относительно уровня воды; угол просадки лыжи.
-*-
-*-
Служебный
катер-экраноплан
RT2-M14
Базовая модель
для грузо-пассажирских экранопланов
(погрузка - с носа, с кормы, с
бортов корпуса)
Вес полный ......………. 5,20 т |
Экипаж .........…………… 2 пилота |
Вес порожнем ...……… 3,1 т |
Пассажиры (груз), до...12-16 чел (1500 кг) |
Двигатель - 2 х М14П (2x360
лс) |
Скорость крейсерская..… 190 км/ч |
Расход топлива, крейс...2 х 38 кг/ч |
Мореходность старта… до 1,25 м волны |
_________________________________________________________________________
Экраноплан-прототип Иволга-2
-*-
Характеристики режимов старта экраноплана
РТ2-М14 с гидролыжей
Старт
экраноплана с амортизированной с гидролыжей. Тихая вода.
Старт экраноплана с амортизированной гидролыжей.
Высота волны – 1,0 м.
Взлетный вес- 5,2 т, длина лыжи- 3,2 м, угол
отклонения - 10 градусов,
ny =~ 1.0.
Шлейфы,
сверху вниз: угол отклонения гидролыжи; перегрузка; тега, сопротивление и
угловая скорость;
угол тангажа;
профиль волны, конец лыжи и днище корпуса относительно воды; угол просадки лыжи
-*-
Для
оценки эксплуатационных показателей
экраноплана в системе водного транспорта,
приведена типовая методика расчета технико-экономических
данных на примере легкого 12-местного
экраноплана - Приложение
5
·
РТ1-360
·
РТ1-АШ62 ·
РТ1-ТВ7 ·
РТ2-ТВ7
·
ЭП-4 ·
АГ-4
___________________________________________________________________________
|