7. Организация эксплуатации транспортных экранопланов.

 

   Следует отметить, что ни один из вышеприведенных типов экранопланов не удалось внедрить в реальную коммерческую эксплуатацию, поскольку потребовалось решать нетрадиционные для авиации и флота вопросы базирования, а также повысить уровень мореходности, в сравнении с однотипными скоростными судами.

 

   Данные проблемы остались нерешенными до настоящего времени. Объясняется это сложностью объединения в одном аппарате амфибийных, мореходных и летных качеств, так как конструкция стартово-посадочных устройств (СПУ), обеспечивающих мореходные и амфибийные качества экраноплана, значительно деформируют его аэродинамический облик и снижают уровень летных характеристик. Большие надежды, связанные с использованием воздушной подушки и системы поддува, в конечном итоге себя не оправдали, ни в решении проблем мореходности, ни амфибийности. Причина та же, что и у традиционных СВП – конструктивная сложность, неспособность поддерживать корпус над гребнями волн на больших скоростях [11, 13, 14]. Необходимы более простые и эффективные решения.

 

   Ниже приведены варианты способов базирования экранопланов, которые использовались на созданных аппаратах и характерные для них типы СПУ, рис 6.5.

 

             

          Сход с берега на поддуве (SWAN 751)                                Базирование на воде у причала,  НТ-1.

 

        

Выход на берег с помощью буксировочной тележки (HTW-2VT) или  колесного шасси (FS8).

Рис. 6.5. Варианты базирования опытных экранопланов.

 

   Приведенные примеры с очевидностью показывают важность решения проблемы базирования для эффективной эксплуатации экранопланов. При этом, выбор того или иного типа стартово-посадочного устройства, для обеспечения мореходности и берегового базирования, одновременно определяет способ организации скоростных транспортных систем на базе экранопланов.  

 

___________________________________________________________________________