9. Типы транспортных экранопланов по назначению.

    Транспортные системы на базе экранопланов могут формироваться для самых различных назначений, где требуется высокая скорость доставки грузов и пассажиров, - от служебных и пассажирских катеров, до автомобильных паромов и контейнеровозов. Выбор типоразмера и компоновочного решения экраноплана будут зависеть от целевого назначения и условий эксплуатации на конкретных речных, морских и океанских трассах. Для повышения надежности в эксплуатации и снижения строительной стоимости, в проектах экранопланов рационально ориентироваться на использование серийных авиадвигателей и оборудования самолетов-прототипов.

      Существующие серийные авиадвигатели (до 43 т тяги) и уровень технологии авиа- и судостроительных заводов позволяют уже в настоящее время строить экранопланы водоизмещением до 2700 т и полезным грузом до 1000 т (проект Пеликан, США). Скорость до 500 км/ч и достаточная грузоподъемность послужат основой для организации скоростных перевозок контейнерных грузов и пассажиров на маршрутах, где затраты времени и большой грузопассажиропоток играют решающую роль. При дальности полета до 15 00 км крупные экранопланы смогут перекрывать практически любые трассы на акватории Мирового океана, рис.9.1.

Рис. 9.1. Характерные трассы на мировом океане.

    При организации скоростных транспортных систем на базе экранопланов можно опереться на опыт коммерческой эксплуатации СВП различных типов. Основываясь на результатах испытаний амфибийных СВП типа SRN4 и скеговых СВП типа SES-100, в США и Англии в период 60-70-х годов проводилась обширная программа исследований эффективности морских СВП водоизмещением 1000-5000 т для скоростных грузовых перевозок на атлантических трассах (7000 км). Сравнительный анализ себестоимости эксплуатации СВП с другими видами транспорта приведен в таблице 9.1, [11].

 (Данные в ценах 1965 г., США.)                    Таблица 9.1

Тип транспорта Скорость, узлы

Себестоимость,

цент/т*мили

     Скорость....

Себестоимость
Самоходные речные баржи 4 0.3 13.3
Морские суда 20 1.3 15.4
Железная дорога 20 1.5 13.3
Автомобили 35 6.5 5.4
СВП со скегами 80 5.2 15.4
Самолеты местных линий 275 22.0 12.5
Самолеты дальних линий 450 25.0 18.0

   Предполагается, что себестоимость эксплуатации экраноплана будет средней между СВП и самолетом, в этом случае его эффективность по критерию скорость/себестоимость при грузовых перевозках будет одной из лучших:

Морской экраноплан 233 15.1 15.4

   Уровень  и  структуру  капитальных  затрат  на  создание  типовой  транспортной системы  можно  оценить  на   примере   трансатлантической   линии   Европа-США  с

объемом грузопотока за год в 6,65 млн. т груза на дальность в 7000 км. В расчетах сравнивались три типа судов : - обычное судно грузоподъемностью 6650 т и скоростью хода 17 узлов, - контейнеровоз грузоподъемностью 15200 т и скоростью 22 узла, - СВП грузоподъемностью 2460 т и скоростью 100 узлов, таблица 9.2.

( цены на 1965 г. в млн. фунтов стерлингов )                      Таблица 9.2

Показатели   \   Тип судна

Обычные

грузовые суда

Контейнеровозы

СВП
Число требуемых судов 128 30 33
Стоимость одного судна 1.0 2.5 5.0
Стоимость всех судов 128 75.0 165.0
Необходимое число контейнеров - 114 000 81 180
Стоимость всех контейнеров - 79.8 20.3
Число требуемых причалов 162 32 22
Стоимость одного причала 1.75 2.5 1.0
Стоимость всех причалов 283.5 80.0 22.0
Суммарные капитальные затраты 411.5 226.8 207.3

     Подобный, достаточно большой, грузопоток способны обеспечить 48 экранопланов  грузоподъемностью 400 т и скоростью хода 540 км/ч (табл. 9.4, тип М6-Д18).    Капитальные вложения будут отличаться от прототипов (СВП) пропорционально провозной способности и стоимости единичного экраноплана.

   Учитывая высокую скорость оборота экраноплана на маршрутах, береговые площадки в конечных пунктах трассы должны быть приспособлены для скоростной обработки грузов и пассажиров, аналогичные, например, для паромного АСВП типа SRN4 в Дувре, Англия [11].

   Районы акваторий, с портами  на Атлантической и Тихоокеанской зонах для организации скоростных транспортных систем, показаны на рис. 9.3.  

  

Рис. 9.3. Транспортные линии на Атлантическом и Тихоокенском побережье России.

   По опыту эксплуатации ближайших аналогов - СПК и СВП, организационная структура транспортных систем нового типа должна включать собственные скоростные линии с соответствующим техническим и организационным обеспечением. Основным элементом транспортных систем является единичное судно-экраноплан, в системы, помимо флота судов, должны войти собственные береговые сооружения и обслуживающая инфраструктура.

   С учетом традиционных задач транспортного флота и технологических возможностей авиа- и судостроительных заводов, типоразмерный ряд транспортных экранопланов можно условно разделить на три группы по назначению и условиям эксплуатации  :

    -          легкие служебные и пассажирские катера  ( Go=    3 – 50    т,   L= 500  - 1500 км ),

-          морские паромы и контейнеровозы             ( Go= 100 –1200 т,   L= 500  - 5000 км ),

-          дальние океанские грузо-пассажирские      ( Go= 200 – 1200 т,  L= 5000-15000 км).

   В соответствии с данной классификацией, ниже приведены характеристики  масштабного ряда экранопланов, разработанных на основе концепция ЭКСПО, базовая модель РТ1-760. Приведенные характеристики позволяют оценить потенциальные возможности экранопланов в скоростных транспортных системах на речных, морских и океанских трассах.

Экранопланы:

        

___________________________________________________________________________